ПРИЗНАКИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ
- Ребенок проявляет музыкальную отзывчивость на восприятие музы- ки (делает хищения руками, прихлопывает, кружится, пытается подпевать, оживляется с видимым удовольствием).
- Быстро узнает ранее услышанную мелодию с голоса или музыкального инструмента (металлофоны, фортепиано, баяна и т.д.).
- Активно подпевает, заканчивая подпевание вместе с музыкой или сразу после окончания ее звучания.
- Различает звучание детских музыкальных инструментов (бубна, погремушки, колокольчика, треугольника).
- При исполнении музыкально-ритмических движений ритмично хлопает в ладоши, и притопывает под музыку, вместе с ней заканчивает движение.
- Точно интонирует в пределах пяти-шести звуков, а иногда и более.
- Проявляет интерес и внимание к звучащей музыке.
- Проявляет любопытство к музыкальным звукам различных тембров
ПРИЗНАКАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ МОГУТ БЫТЬ
ТАКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ, КАК:
- Любознательность и потребность в познании мира прекрасного (звук, цвет, слово).
- Ощущение радости от процесса познания (знакомство со звучанием новых музыкальных инструментов, новых мелодий, новых песен и др.).
- Тяга к любого рода самостоятельным исследованиям (испытание своего голоса в различных регистрах (шумовом – рычание, скрежет; фальцетном – крик; свистковом – писк; издавание звуков различных тембров)), выполнение с особым удовольствием музыкально-творческих заданий, способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от известных (например, высказывание пережитых впечатлений сразу после восприятия музыки; сочинение попевки или песенки на свою или известную мелодию; необычайное изображение на рисунке впечатления от восприятия музыкального произведения).
- Высокая концентрация внимания в таких видах музыкальной деятельности, как восприятие музыки, умение сосредоточиться, невзирая на внешние помехи, умение настроиться на восприятие информации.
- Проявление различных видов музыкальной памяти (долговременной и кратковременной, смысловой, механической, образной и др.). Для выявления этого возможно использование различных символов, музыкальных знаков, нотной записи, звучащей музыкальной лесенки, нотного стана на фланелеграфе и т.д. При этом необходимо помнить, что в творчестве имеет преимущество не тот, у кого больше объем, а тот, кто способен эффективно пользоваться оперативной памятью.
- Готовность отстаивать свою точку зрения даже тогда, когда она противоречит мнению окружающих. Это характеризует степень самостоятельности ребенка, его независимости – качеств, необходимых для творческой личности.
- Стремление к лидерству, которое, как правило, проявляется у дошкольников в игровой деятельности. Лидерство в детских играх учит ребенка первому опыту принятия самостоятельных решений, что важно для любого вида творческой музыкальной деятельности.
- Склонность к соревновательной музыкальной деятельности.
- Стремление заниматься различными видами музыкальной деятельности или выделять предпочитаемую.
- Наличие юмора, способность видеть смешное в самых различных ситуациях, что обязательно присуще творческой личности и проявляется в детском возрасте.