НАШ УМЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК
Практически у всех детишек-дошкольников встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка еще недостаточно четки и согласованы. Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими, а поможет вам артикуляционная гимнастика. Помните, что ежедневными упражнениями вы помогаете ребенку достичь правильного звукопроизношения. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторять их вместе с ребенком. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и у вас все получиться.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной
гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.
И помните, выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.
Предлагаю Вам интересную, незамысловатую гимнастику для языка в стихотворной форме.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «Веселый язычок»
Этот маленький дружок– твой весёлый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым, чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай, перед зеркалом, шутя!
Моя сказка – вам подсказка, ведь зарядку каждый день
Должен делать непослушный Язычок, забыв про лень.
Вот проснулся Язычок. Выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула серенькая кошка.
Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.
Расстелил половичок. На крылечке Язычок.
Взял он клещи. Взял топор.
И пошел чинить забор.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5 - -10.
Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек
Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек.
Светит солнышко с утра–в гости к тётушке пора!
Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт"
Тетушка Щёчка. Племянника ждёт,
Блинчики с маком к обеду печёт. Кашку сварила,
Чай заварила, Даже варенья банку открыла.
Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами произносить "пя – пя – пя"
На лошадке по дороге. Скачет Язычок,
И копытами лошадка - Цок, цок, цок, цок, цок,.
В горку медленно идёт:
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык.
Тётушка племянничка. Весело встречает.
Чай ему с вареньем. Тут же предлагает.
Ах, какое вкусное, сладкое варенье,
Да и каша манная – просто объедение
Ням – ням – ням – ням.
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз.
Поиграть пришла пора. Вот интересная игра –
Воздушный Колобок.
Из щёчки в щёчку покатать. Непослушный язычок
Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, "выдавливая" шарики.
Ох, устал наш Язычок. Лёг в кроватку на бочок;
Баю-бай, баю-бай. Поскорее засыпай!
«Качели»:улыбнуться, широко открыть рот, опустить широкий кончик язычка за нижние зубы (с внутренней стороны) и; поднять широкий язык за верхние зубы; повторить несколько раз, следить, чтобы работал только язычок, а не нижняя челюсть.
Желаем успехов!